Riga

Лытдыбр

Эх, давно я сюда не писал - едва хватает сил на FB.
Вот, вчера обновился на Win 8. Чувств смешанные, т.е. с одной стороны, вроде, здорово, но непривычно.
И главное - это для людей с психологией мобильного телефона. Плитки, кнопочки.. Решил пожить без Word'а, взломанного  не хочу, а легальный дорогой. Open office тоже не хочу. Думаю.
Съездил в Одессу, точнее в Буджак - написал про это на любимом Polit.ru:
http://polit.ru/article/2012/10/30/lipovane/
Конференция о буджакских старообрядцах "Липоване", прошедшая в селе Мирное Килийского района Одесской области, - уже 9-я по счету. Ее бессменный организатор и энтузиаст Александр Пригарин, доцент Одесского университета им. Мечникова, вспоминает, что его липованская эпопея началась много лет назад именно в Мирном, куда начинающий одесский этнограф прибыл для документирования истории этого старинного села. С 2003 г. проводит Пригарин конференции, посвященные старообрядцам Южного Подунавья или - как его называют местные Буджака.

.

SPb

Продолжение Иванова_Петрова про веру и религию

Премудрый ivanov_petrov продолжает разбираться с нашими верующими и их положением на социальной карте.
http://polit.ru/article/2012/09/21/cogniometry/

Оказывается много чего интересного получается, например:
  • Различают простых верующих, пасхальных христиан, захожан, воцерковляющихся, глубоко верующих, истинно верующих, искренно верующих, и вся эта громоздкая постройка венчается характеристикой «имеющий духовный сан». Не то чтобы для каждой характеристики имелось точное место в иерархии, но иерархия характеристик прослеживается. Именно в этой группе понятий очень важен чин, которым сопровождают характеристику – простой верующий очень отличается по смыслу от истинно верующего или глубоко воцерковленного.
  • То, каким способом вера существует в нашем обществе, имеет результатом такую смысловую нагрузку, которую используют как воцерковленные, так и люди, «критически настроенные по отношению к церкви» (еще одна ступень иерархизующей характеристики)
  • У этой тройки понятий – верующий, религиозный, воцерковленный – есть и еще одна общая черта. Они все несут неожиданный аспект значения: обиженные... довольно часто в связи со словом «верующий» говорят об обидах и оскорблениях, что часто в разговорах эти слова употребляются рядом и связаны. 
  • Говоря о верующих (или религиозных), многие указывают на недостаточную их разумность. Это может быть указанием на сумасшествие, необразованность, неспособность к логическим рассуждениям, глупость, некритичность и т.п. Когда говорят об интеллигентных (культурных), такая характеристика встречается лишь очень редко и случайно.
И другие интересные штуки.
feles

«Веселые» картинки и Невзоров

Моя статейка про конкурс патриарших фотожаб от tema (http://polit.ru/article/2012/09/12/pictures/) вышла почти одновременно с интересной, хотя и спорной статьей Ал. Глебыча Невзорова "Уроки атеизма" (http://www.mk.ru/print/articles/747090-uroki-ateizma.html). С Невзоровым я, естественно, во многом не согласен, хотя кое-что вполне. разумно:
Топорная клерикализация дает свои первые плоды. Мягко говоря, они иные, чем те, что ожидались кремлевскими садоводами. Церковь становится посмешищем. Но ладно церковь — поиграли и забыли; грустные попы удалятся в тень своих приходиков, чтобы заняться привычным делом: тихо высасывать у старушек пенсии, а у впечатлительных бизнесменов — джипы. Хуже, что жертвами клерикального разгула стали и госидеология в целом, и тщательно взращиваемый последние двадцать лет казенный патриотизм.
Протопоп Аввакум давно предрекал, что церковь станет в России посмешищем. Вот и стала.
печально это
feles

Майк про осень патриархии

Майк mike67 написал важную статью ("Осень патриархии" – статья на Полит.Ру.) про то, во что превращается институт церкви (в конкретном выражении РПЦ), но теоретически возможно то же и в других выражениях. 

Summary: (из майкова же блога) 
"Если католицизм и протестантизм активно участвовали в общественной и политической жизни в течение всего того времени, когда на Западе происходило формирование демократических институтов, успев найти свое место внутри в целом враждебной к Церкви секулярной общественно-политической модели, то в России православие вернулось к активной жизни в конце 1980-х годов, когда эта модель уже сложилась и места в ней не оставалось.
...
Лидеры Польши или США могут открыто демонстрировать свою религиозность, и никого это не смущает, поскольку всем понятно: как бы истово ни верил тот или иной западный президент, ни один демократический институт от его веры не пострадает. В России с ее недоразвившимися, но уже затронутыми разложением демократическими институтами, такой уверенности, конечно же, быть не может.
...
В этой ситуации РПЦ вынуждена либо воздерживаться от слишком активного участия в общественной жизни, либо ставить себя над современным правом, подминать его под себя... Алексий II придерживался тактики невмешательства, а Кирилл предпочел другой путь. Этот его выбор полностью предопределил дальнейшее.
...
"Те традиционные ценности, которые взялась восстанавливать РПЦ при нынешнем патриархе, – это не православные, а советские ценности в их постсоветском издании, характерной чертой которого стала начавшаяся у миллионов людей тоска по «былому величию», «чувству защищенности», «порядку» и т.п. мифологемам, распространившимся в результате распада советской империи (если точнее – полураспада)"


Тут еще одно важное соображение. Даже два.Первое - в блогах (ссылок не даю - ибо подзамок) и в народе "вообще" уже пошли разговоры, что "власть заказала РПЦ", там-де не хотят конкуренции. По-моему это бред. Конкуренции нет. Власть боится и не знает, что делать с церковью как институтам. Непонятный механизм, неясно, как его использовать... Стали лепить по старым лекалам - получилась РПЦ в нынешнем виде. Слепили потомушта "из того, что было", без подготовки, без отбора. Вышло кособоко и неэффективно. Церковные товарисчи думают, что они поймали восходящий тренд - типа массовое воцерковление итд. А происходит нечто другое. Только как описать это "другое" - непонятно...
Второе соображение - постсоветские ценности. А где у нас работа по созданию и агрегированию иных несоветских. Индивидуализация и консумеризм? Бросьте. Не привьется это у нас. Закачивают во все дыры, а оно отторгается. Вон попса гадостная - потому что качественного консумеризма у нас нет и не может быть. Поэтому неэффективнаяя реализация Церкви как института пытается работать под этот ценностный регистр, а он с церковным плохо совместим. Вытесняет.
default

С высокоторжественным праздником Успения Богоматери!

Прсоединяюсь к брату nikola_borisov в С высокоторжественным праздником
Тропарь, глас 1

В Рожестве девство сохранила еси, и во Успении мира не остави Богородице, преставибося к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти душя наша.

Кондак, глас 4

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в заступлениих известное упование, гроб и смерть неудержаста. Но яко Животу Матерь на живот престави, Иже во утробу вселивыися приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.
Read more...Collapse )

default

ПОЛИТ.РУ: Когнитометрия Любарского-1

Читаю интересную  статью ivanov_petrov о "Вере, религии и церкви", точнее о том, что говорят про это в блогах. Кое-что проясянется. Например, почему такой был дикий бой вокруг конфессиональных вопросов (РПЦ МП - ИПЦ, старообрядцы-никониане, католики-православные), а теперь тишь... Дискуссия о свободе перенеслась на другую площадку. Вот что.
Понятно, что теперь попытки взбудоражить общество какой-то эдакой нестандартной религиозной идентичностью теперь будут все менее иметь резонанса, а то и вовсе - смысла.
Если будет дискуссия - хорошо.
Третья важная связь понятия «религия» уникальна: это антагонистическая связь. На всей схеме она такая одна, обозначена жирной черной обоюдоострой стрелкой. Это мощное, яркое противопоставление религии и науки. Наука связана с разумом, доказательностью и полезной деятельностью, технологиями. Религия – через веру – связана с истиной и другими ценностями внутреннего мира. Видимо, в таком расположении понятий в высказываниях блогеров отражается давняя война религии и науки. Получается очень болезненный разрыв истины (это понятие, находящееся вне науки) и доказательного знания, разума.
Наконец, еще одна группа понятий, связанных с церковью. Это – старый, «полузаживший» конфликт, ставший двустронней связью: отношения церкви и государства. Когда-то это была настоящая война. История Европы написана войнами о взаимоотношениях этих понятий. Сейчас в современной России это уже не реальный конфликт, а двусторонняя связь (белая обоюдоострая стрелка). Через понятия власти, общества эти облака смыслов связаны с народом. От религии к этому же смысловому центру идут другие связи: произносятся разные слова вроде цивилизационной парадигмы, души культуры, типа рациональности. Смысл тут один: именно через религию устанавливается чрезвычайно важная категория национальной культуры, той спайки, которая обеспечивает единство народа. Для общества и государства это чрезвычайно важный узел.

default

Историк на обочине (статья на ПОЛИТ.РУ)

http://polit.ru/article/2012/07/06/margo/

Поразмышлял о псевдонауке, госзаказе и что делать, чтобы гуманитарная наука (история, прежде всего) не выродилась вконец.
...История с антинорманизмом наглядно показывает, как устроено выталкивание на обочину. Ущемленное национальное сознание формирует ложный запрос, власти транслируют его в науку, в которой существует свои кризисные явления. В результате размываются и научная дисциплина, и репутации. Для того, чтобы этого не происходило, нужно укреплять дорогу и чистить обочину, как это делает академик Зализняк, например. Если исследователи научатся хранить свое научное дело в строгости и сами начнут создавать поле качественного научпопа, в котором не будет герметичности, а будет понятность, все выиграют.
Ну, а власти, конечно, надо отучаться задавать науке маргинальные задачи – иначе и себе не поможет, и науку убьет.

default

Поездка в Грузию: Сванетия

Сванети!!

стащил у drugoi в Поездка в Грузию: Сванетия


В начале июня я приехал в Грузию по приглашению местного министерства экономики. Программа поездки была рассчитана на пять дней и после Тбилиси и Кутаиси я отправился в Верхнюю Сванетию. С нее и начну рассказывать о том, что увидел в Грузии

Read more...Collapse )

silence

О церковном и антиклерикальном

взято у gasan в Есть еще порох в пороховницах
(острожно - попадается слово, которое употреблял протопоп Аввакум и запретила Екатерина)
Что у трезвого на уме, то у пьяного на языкеCollapse )
А вот и теория. резюме семинара в Полит.ру про антиклерикализм: http://polit.ru/article/2012/06/21/anticlericalism_resume/print/
.
..антиклерикализм – это всегда ответ на «клерикализм». Но антиклерикализм – не синоним атеизма, агностицизма, неверия вообще, поскольку антиклерикалами обычно бывают люди, которые включены в религиозную традицию....