default

Краткое содержание завтрашнего доклада

История т.н. "ереси мессалианства" крайне запутана. вот несколько загадочных фактов навскидку:

- название ереси обозначает "молитвенники" (!!)

- Впервые о плохих "молитвенниках" якобы упомянул в мадраше о ересях мар Афрем, но толком никто не разбирался, что же там говорится.

- истории у Феодорита в ЦИ и БИ производят впечатление какой-то глупой басни

- содержание "ереси" выглядит смехотворно (бес поселяется в сердце, евхаристия не нужна итд)

- список мнимых ересиархов внеконтекстен и крайне подозрителен.

Короче говоря, одни слухи и фантазии. И Грибомон и Фитшен страшно темнят - с одной стороны... с другой стороны.... в то же время... По одной простой причине - сказать нечего. Только два ученых сказали то, что просилось на язык - никакой ереси там не было и в помине. Это М. Кмошко и А. Гийомон.

Дальше-больше. Шестой век - и вовсе туман: свидетельства Аксенойо ни о чем не свидетельствует. Седьмой век - Баввай Больший раздувает борьбу с "проклятыми мессалианами" на Изле, а католикос их втихаря поддерживает. В восьмом веке и вовсе "мессалианами" оказались самые что ни на есть аскетико-мистические ортодоксы - Иосиф Хаззайя и Иоанн Дальятский (про "Иоанна Апамейского" замнем, ибо даже премудрый Лавенан не знает, кто же сей третий анафемат). В Византии "мессалианами" и вовсе кого только не называли - и богумилов, и и исихастов с Паламой.

А в докладе чуть-чуть поанатомирую тексты. Чтобы туман разогнать.

а я там внизу адрес написал: Иерусалимская ул.
м. Пролетарская
Большое спасибо. Мне давно не хватало в Вашем ЖЖ тезисов Ваших докладов. Пишите больше о сирологии.
:))
на ЖЖ толком нет времени.
Совсем заездили
Палама в Триадах приводит слова Мар Исхака, что мессалиане-де сами считали, что человек
может духом самостоятельно взойти до созерцания Божества.
да, Вы правы.
единственная проблема - это ссылки на "молитвенников" у самих сирийских писателей.
Здесь надо разбирать, откуда что. В корпусе Исхака есть псевдоэпиграфы, в частности Письмо к Патрикию Филоксена.
Названная цитата из него
Из анонимной Сирской Хроники времен Сасанидов, 4:
В Низибии же был митрополит Григорий Кашкарский. Язык не может рассказать огорчений и множества споров, которые сатана возбуждал между этими двумя [Григорием и Сабришо]. Перед Григорием был в Низибии короткое время Гавриил, сын Руфина, но так как он был весьма погружен в наблюдение движения звезд и знаков зодиака, то его прогнали и насильно привели Григория, епископа Кашкарского. Низибия, т. е. Антиохия Мигдонийская, названа так из-за садов и парков, которые в ней находятся. Так как она была [на границе] персидской и ромейской, в нее добирались отовсюду люди заблуждающиеся, вздорные и спорящие, в особенности же из-за ее знаменитой школы. Экзегетом там был Хенана Адиабенский. Когда он поставил в вину вселенскому экзегету [Федору Мопсуестскому] его учения, то этого ревнитель Григорий не потерпел. Также клириков, которые были испорченного образа жизни, и верующих он хотел исправить, но они не последовали за ним. Одного дьякона, который звался Сыном Лисы, нашли приносящим белого петуха в жертву, в лесу, за городом. Он призвал его и наказал. Также и мужей монахов, с омерзительными делами, которые жили вокруг горы Шигар и были мессалианами, он рассеял и разогнал во все стороны.

Это тоже вставка про "мессалиан"?
М.Б.Пиотровский
Здравствуйте,
тут М.Б.Пиотровский просил Вас с ним связаться, узнав, что я с Вами в ЖЖ в друзьях. Позвоните ему, пожалуйста.
Re: М.Б.Пиотровский
Дорогой Антон!
Только что прилетел с Востока.
Завтра же позвоню.